Принудительное лечение наркомании

 

 

       В настоящее время участились случаи возбуждения уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также расследования уголовных дел различных категорий, подозреваемыми и обвиняемыми по которым являются лица, имеющие наркотическую зависимость.

    В связи с чем, обобщив практику рассмотрения дел судами, Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы РоссийскойФедерации проект нового Федерального закона № 254761-6, касающегося усиления борьбы с наркоманией.

Законопроект предполагает внесение изменений сразу в несколько действующих федеральных законов: Федеральный закон № З-ФЗ от 8 января 1998 года, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

     В Уголовный кодекс Российской Федерации внесена новая статья 72.1, регламентирующая назначение наказания наркоманам.

    Часть первая рассматриваемой статьи разрешает судам в качестве дополнительного вида наказания применять принудительное лечение. Такая мера может быть применена к лицам, которые признаны страдающими от наркотической зависимости и осуждены к основному наказанию, не связанному с лишением свободы. Причем, за любые виды уголовных преступлений. То есть, если лицо осуждено, например, к штрафу, исправительным работам, ограничению свободы и т.п., то его могут обязать пройти лечение от наркомании и дальнейшую медико-социальную реабилитацию.

    Во второй части статьи 72.1 указано, что за прохождением всех этих «процедур» будет осуществляться контроль со стороны специальных, уполномоченных на то, органов.

Кроме того, статья 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей обязательное назначение судебной экспертизы, дополнена п. 3.2, который обязывает следствие, дознание или суд в обязательном порядке проводить судебную экспертизу в отношении подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), если есть основания полагать, что он страдает наркотической зависимостью. Данное решение выносится на основе оценки его физического и психического состояния.

      Статья 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнена п. 7.2, который наряду с другими вопросами, решаемыми судом при вынесении приговора, обязывает рассмотреть вопрос о необходимости принудительного лечения подсудимого от наркомании.

Кроме того, к общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1, добавился пункт 2.1. Теперь при назначении административного наказания в отношении лица, признанного наркоманом либо употребляющим психотропные препараты без медицинских рекомендаций, судам также разрешается применять дополнительное наказание в виде прохождения профилактических процедур и медицинского восстановления в специальном учреждении, либо полного курса принудительного лечения наркомании.

     В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесена статья 6.9.1, предусматривающая наказание за уклонение наркомана от прохождения всех вышеперечисленных мероприятий. За это «уклонист» будет оштрафован на 4-5 тысяч рублей или арестован на 15 суток.

   В примечаниях к данной статье также дана расшифровка самого понятия «уклонение от принудительного лечения наркомании»:

- самовольное оставление профилактория, где лицо находилось на стационарном лечении;

- дважды не выполнило предписания доктора. Порядок тестирования учащихся образовательных учреждений на употребление наркотических средств

Разъясняет помощник прокурора района Е.В. Лазарева

Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа текущего года зарегистрирован Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

      Необходимость такого тестирования предусмотрена Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Указанное тестирование направлено на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

   В соответствии с Приказом тестирование будет проходить в два этапа: социально-психологический и медицинский (сдача анализов). Исследование является добровольным. За учеников младше 15 лет письменное согласие должны давать родители или иные законные представители, учащиеся старше 15 лет дают такое согласие самостоятельно (эти согласия хранятся в течение года).

  Тестирование проводится в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации. Проводить социально-­психологическое тестирование будет Комиссия, обеспечивающая организационно-техническое сопровождение тестирования, которая создается руководителем организации, он же утверждает её состав. Анкеты заполняются анонимно, но с указанием названия учебного заведения, класса (группы) и возраста. Родители имеют право присутствовать на тестировании.

В тоже время, ученикам запрещается в ходе испытаний общаться друг с другом. При тестировании в аудитории присутствует член комиссии. Каждый участник имеет право в любое время отказаться от тестирования, известив об этом члена Комиссии.

Кроме того, Приказом установлена обязанность руководителя образовательной организации, обеспечить направление акта передачи результатов тестирования в исполнительный орган власти субъекта федерации в сфере образования в 3-дневный срок.

      В свою очередь, данным органам Министерством рекомендовано формировать календарный план тестирований, обрабатывать и анализировать результаты в период до 30 дней, составлять акт результатов, передавать его в орган власти региона в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных профилактических мер.

 

      Разъясняет заместитель прокурора района Багдасарян А.И.

    Международные нормы о выдаче, основанные на европейской правовой системе, кодифицированы Европейской конвенцией о выдаче, принятой Советом Европы в 1957 году. Во взаимоотношениях ее участников она заменяет положения любых двусторонних договоров, регулирующих выдачу. Это положение распространяется и на двусторонние договоры России со странами-участницами Конвенции, но не на многосторонние соглашения в рамках СНГ, не все стороны которых являются участниками Европейской конвенции.

        Конвенция детально регламентирует вопрос о категориях преступлений, служащих основанием для выдачи.

      Так, выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых согласно законодательству как запрашивающего, так и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее одного года. При этом, если запрос о выдаче касается лица, разыскиваемого для исполнения приговора, то выдача допускается в случае, если срок назначенного судом наказания в виде лишения свободы составляет не менее четырех месяцев.

Ограничение в выдаче, связанное с видом и пределом санкции является не единственным. Конвенция устанавливает ограничения, связанные с некоторыми видами совершаемых преступлений. Прежде всего, это касается политических преступлений, а также преследования лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, при наличии которых выдача не допускается.

    Вместе с тем убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается политическим преступлением для целей данной Конвенции.

    Наряду с политическими преступлениями из сферы применения Конвенции исключены и воинские преступления, которые не являются преступлениями в соответствии с обычным уголовным правом.

       В Конвенции закреплены и иные ограничения в выдаче, связанные с принципомnon bis in idem, сроками давности привлечения к уголовной ответственности и возможного наказания в виде смертной казни.

      Конвенцией в полном объеме подтвержден в отношении выдачи общий принцип уголовного права — нельзя судить дважды за одно и то же (non bis in idem). Исходя из указанного положения, выдача не может быть осуществлена не только в том случае, если лицо уже осуждено за преступление, за которое требуется выдача, но также, если оно было оправдано или амнистировано за него.

Кроме того, препятствием для выдачи служит истечение срока давности привлечения лица к уголовной ответственности в соответствии законодательством запрашивающей или запрашиваемой сторон.

       Запрашиваемая Сторона может отказать в выдаче лица, требуемого в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законодательством считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

В тех случаях, когда преступление, в отношении которого запрашивается выдача, было совершено за пределами территории запрашивающей Стороны, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон запрашиваемой Стороны не предусматривает преследования за ту же категорию преступлений в случае его совершения за ее пределами или не допускает выдачи за указанное преступление.

       В выдаче может быть отказано и в случае, если компетентные органы запрашиваемой стороны вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного преследования за то же преступление.

И, наконец, договаривающаяся Сторона вправе отказать в выдаче своих граждан (независимо от характера совершенного лицом преступления и установленного за него наказания).

Согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

      При этом отказ в выдаче не означает безнаказанность лица, совершившего преступление. В соответствии с Конвенцией, если запрашиваемая Сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающего государства может осуществить его уголовное преследование на своей территории по представленным материалам.

      Помимо этого, Конвенция регламентирует требования, предъявляемые к запросу о выдаче, а также порядок его направления и предоставления дополнительной информации, необходимой для его рассмотрения. Кроме того содержит положения о временном аресте лица, выдача которого запрашивается и процедуру его передачи компетентным органам запрашивающего государства.

     В Конвенции разрешается вопрос о ее соотношении с двусторонними договорами, регулирующими выдачу. Общее правило заключается в том, что Конвенция заменяет собой положения любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений о выдаче между двумя любыми Договаривающимися сторонами, кот орые могут заключить между собой двусторонние или многосторонние соглашения только для того, что дополнить положения настоящей Конвенции или облегчить применение содержащихся в ней принципов.

 

Разъясняет помощник прокурора района Е.В. Лазарева

     В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством инвалиды 1 и 2 группы наделяются правом на получение определенных преимуществ по сравнению с другими группами осужденных.

        Осужденные, получающие заработную плату или пенсию, а также уклоняющиеся от работы, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг, при этом инвалиды 1 и 2 группы полностью освобождаются от оплаты расходов на эти цели и им должны быть созданы улучшенные бытовые условия и установлены повышенные нормы питания.

     Осужденные-инвалиды привлекаются к труду только по их желанию, на них полностью распространяется законодательство о труде и социальной защите. Осужденный, утративший трудоспособность в период отбывания наказания, получивший инвалидность, имеет право на возмещение ущерба и пенсионное обеспечение.

     При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные-инвалиды могут по желанию получить начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку.

Указанная категория осужденных обладает правом длительного выезда за пределы исправительного учреждения на время ежегодного оплачиваемого отпуска в виде освобождения от работы до 18 рабочих дней, при условии сопровождения родственниками или иными лицами. Расходы оплачиваются ими за счет собственных средств либо иными лицами.

       Администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана сообщать в органы местного самоуправления и территориальный орган федеральной службы занятости о предстоящем их освобождении, с указанием сведений о наличии жилого помещения, трудоспособности и имеющихся специальностях.

       По желанию осужденных-инвалидов, они по согласованию с органами социальной защиты, могут быть направлены в дома инвалидов и престарелых.

Наличие инвалидности, препятствующей отбыванию наказания, может быть основанием для его освобождения от отбывания наказания в соответствии постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. №54 Возвращение судом дела прокурору как форма судебной защиты прав потерпевших.

Разъясняет помощник прокурора района Осадчук Д.Ю.

    В последнее время в уголовно-процессуальное законодательство внесены изменения, направленные на обеспечение защиты прав потерпевших в уголовном судопроизводстве, позволяющие суду возвращать дело прокурору для ужесточения обвинения. Ранее действовавший закон запрещал суду при наличии объективных обстоятельств в9звращать уголовное дело прокурору для осуществления органом следствия уголовного преследования этого же подсудимого, но по более тяжкому обвинению.

         Федеральным законом от 26 апреля 2013 года № 64-ФЗ статья 237 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующая основания возвращения судом уголовного дела прокурору, дополнена частью 1.2. Судам предоставлено право возвращать прокурору дело в случае, если после его направления в суд наступили новые общественно-опасные последствия совершенного преступления, являющиеся основанием для предъявления обвинения в совершении более тяжкого преступления. Также суды имеют право в случае отмены приговора, определения или постановления суда, если вновь открывшиеся обстоятельства, послужившие основанием для отмены, являются основанием для Предъявления обвинения в совершении более тяжкого преступления.

      В целях дальнейшего расширения судебной защиты нарушенных прав потерпевших судам предоставлено право постановки вопроса о поворотеобвинения к худшему и наличии в действиях обвиняемого более тяжкого состава преступления на стадии судебного разбирательства.

        Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 269-ФЗ часть 1 статьи 237 УПК РФ дополнена новым пунктом 6. Суду предоставляется возможность по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе возвратить уголовное дело прокурору, если суд придет к выводу о наличии оснований для квалификации деяния как более тяжкого преступления, исходя из фактических обстоятельств дела, изложенных в обвинительном заключении, обвинительном акте, либо установленных судом в ходе рассмотрения уголовного дела. Кроме того, в статью 237 УПК РФ введена часть 1.3, в соответствии с которой при возвращении уголовного дела прокурору судья обязан указать обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации действий обвиняемого как более тяжкого преступления.

     Таким образом, в случае, когда потерпевший не согласен с квалификацией действий подсудимого, поскольку считает, что обвинение подсудимому должно быть предъявлено по более тяжкой статье Уголовного Кодекса РФ, в ходе судебного разбирательства вправе заявить мотивированное ходатайство о возвращении дела прокурору. Это же решение может быть принято судом не только по ходатайству сторон, но и по собственной инициативе