«Об основных изменениях законодательства, вступающие в силу с 01.01.2015 года»

  

         В связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования (в части совершенствования процедур администрирования страховых взносов)» внесены изменения в Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», от 01.04.96г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 15.01.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

         Что изменилось? В табличной форме просто и наглядно можно проследить историю всех изменений:

 

Сейчас компании обязаны представлять отчетность в фонды в электронном виде, если среднесписочная численность застрахованных лиц составляет 50 человек и более (п. 2 ст. 8 Федерального Закона № 27-ФЗ, п.10 ст. 15 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ).

 

Если у компании среднесписочная численность застрахованных лиц составляет 25 человек и более, то отчетность в ПРФ и ФСС представляется только в электронном виде. Такие изменения внесены в пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ).

Сейчас заверять квалифицированной электронной подписью электронные документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, при их передаче в фонды не нужно (п. 4 ст. 28, ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Теперь документы (заявления, жалобы заявления о зачете, возврате и т.д.), которые передаются в электронной форме, должны иметь электронную квалифицированную подпись уполномоченных на подписание таких документов лиц. Изменения внесены в часть 6 статьи 26, часть 5 статьи 27, часть 1 статьи 55 и т.д.  Закона № 212-ФЗ.

Сейчас страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты, которые связаны с увольнением. Исключение составляет лишь компенсация за неиспользованный отпуск (п. 2 ст. 9 Федерального Закона № 212-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Вводятся дополнительные ограничения, которые связаны с компенсациями при увольнении. Теперь, если сумма всех выплат уволенному работнику (выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства и компенсация руководителю, его заместителю или главбуху) не превысит трехкратного размера среднемесячного заработка, то страховые взносы не будут начисляться. Если компания находится в районах Крайнего Севера и увольняет работника, то необлагаемая сумма ограничена шестикратным размером среднего месячного заработка. При превышении данной суммы страховые взносы следует начислить. Такие изменения внесены в статью 9 Закона № 212-ФЗ. С 1 января 2015 года вступают в силу изменения по пенсионному страхованию.

Сейчас при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2  статьи 9 Закона № 212-ФЗ).

С 01.01.2015 года не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и только документально подтвержденные целевые расходы (пункт 2  статьи 9 Закона № 212-ФЗ).

Сейчас страховые взносы начисляются на выплаты в пользу иностранцев (или лиц без гражданства), временно пребывающих в РФ (не являющихся высококвалифицированными специалистами) в зависимости от того, на какой срок с ними был заключен трудовой договор (срочный или на неопределенный срок).

Работники, которые временно пребывают на территории РФ, признаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию (за исключением высококвалифицированных специалистов). Теперь выплаты в их пользу облагаются пенсионными взносами вне зависимости продолжительности трудовых отношений. Напомним, что ранее взносы начислялись на таких лиц в зависимости от того, на какой срок с ними был заключен трудовой договор (срочный или на неопределенный срок). Соответствующая поправка внесена в пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ.

Сейчас  суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению в фонды, определяются с учетом округления (сумма менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля). Основание — статья 15 Закона № 212-ФЗ.

С 1 января 2015 года сумма страховых взносов, которая подлежит перечислению в фонды, определяется в рублях и копейках. Федеральный закон от 28.06.14 № 188-ФЗ внес изменения в статью 15 Закона  № 212-ФЗ.

Сейчас порядок и случаи предоставления плательщикам взносов отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам в Законе № 212-ФЗ не закреплен.

С 2015 года в Закон № 212-ФЗ дополнят статьей 18.1, согласно которой закреплен порядок и случаи предоставления плательщикам взносов отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам.

Сейчас поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком (часть 7 статьи 19 Закона № 212-ФЗ).

Отменяется  ограниченный (месячный) срок действия решения о взыскании денежных средств на счетах плательщика страховых взносов (часть 7 статьи 19 Закона № 212-ФЗ).

В настоящее время Законодательство РФ не предусматривает, что по запросам фондов банки обязаны выдавать справки о наличии счетов плательщиков и денежных средствах на них.

У банков появилась обязанность выдавать фондам справки о наличии счетов у страхователей и (или) об остатках денежных средств на них, а также выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако фонды вправе запрашивать эту информацию либо при проведении проверок, либо при вынесении решений о взыскании за счет средств на банковских счетах. Кроме того Фонды теперь имеют доступ к информации, которая составляет банковскую тайну. Такие нормы добавили в статью 24 Закона № 212-ФЗ.

Сейчас пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Теперь уточнен порядок начисления пени (часть 3 статьи 25 Закона № 212-ФЗ), теперь пени будут начисляться по день уплаты просрочки включительно.

У плательщика статьей 28 Закона № 212-ФЗ была предусмотрена обязанность информировать органы ПФР:

а) о создании или закрытии обособленных подразделений организации (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);

б) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

С 1 января 2015 года отменена обязанность плательщиков страховых взносов сообщать в орган контроля:

а) о создании или закрытии обособленных подразделений организации (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);

б) о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (часть 3 статьи 28).

 

Сейчас, в соответствии со статьей 35 Закона № 212-ФЗ, срок выездной проверки ограничивается 2 месяцами.

С 1 января 2015 года срок выездной проверки быть продлен до четырех или шести месяцев. В статье 35 Закона № 212-ФЗ появились основания для ее продления. Такими основаниями являются:

а) получение в ходе проверки информации, которая свидетельствуют о нарушении плательщиком законодательства РФ о страховых взносах и требует дополнительной проверки;

б) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная проверка;

в) проведение выездной проверки организации, которая имеет несколько обособленных подразделений;

г) непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Кроме того, допускается проведение повторных выездных проверок.

Сейчас положения статьи 44 Закона № 212-ФЗ, учитываются при рассмотрении материалов проверки контролеров из фондов.

При рассмотрении материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) фонда не обязан выявлять обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Федеральный закон от 28.06.14 № 188-ФЗ с 1 января 2015 года отменяет статью 44 Закона № 212-ФЗ. Обстоятельства, исключающие вину плательщика, теперь могут быть признаны только судом (пункт 4 часть 4 статьи 43 Закона № 212-ФЗ).

Сейчас аптечные организации, которые уплачивают ЕНВД, могут применять пониженный тариф в отношении выплат всем работникам, которые занимаются фармацевтической деятельностью (пп. 10 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

С 2015 года уточнен порядок применения пониженных тарифов страховых взносов аптечными организациями, которые применяют ЕНВД. Так использовать пониженные тарифы по страховым взносам разрешается в отношении выплат только тем сотрудникам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению. Изменения внесены в пункт 10 часть 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Сейчас применять пониженные тарифы индивидуальные предприниматели на патенте могут к выплатам в отношении физлица независимо от вида его деятельности (пункт 14 статьи 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).

С 2015 года предприниматели, которые применяют патентную систему, могут использовать пониженные тарифы взносов только в отношении выплат в пользу работников, занятых в том виде экономической деятельности, который указан в патенте. Такие изменения затронули пункт 14 статьи 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ, пункт 14 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Сейчас предприниматели, имеющие право на освобождение от уплаты страховых взносов в фиксированных размерах, уплачивают взносы пропорционально количеству календарных месяцев (часть 7 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

Уточнено, что за неполный месяц соответствующей деятельности для предпринимателей, имеющих право на освобождение от уплаты страховых взносов

фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (часть 7 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

 

       

         По всем вопросам,  касающимся изменений в законодательстве Вы можете обратиться  в УПФР в Приволжском районе Астраханской области по адресу :        с. Началово,  ул. Майская, д.9, либо по телефонам : 40-57-74,  40-69-58

 

 

 

Начальник УПФР

в Приволжском районе                                                                                                    Л.И.Поздеева